Данная статья посвящена описанию психоэнергетических аспектов жизни человека и его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми. Также в статье содержатся некоторые размышления о направлениях, методах и механизмах целительской практики (упрощая, но говоря современным языком – психотерапии, психокоррекции), позволяющих восстановить нарушенную психическую целостность человека, и сделать его жизнь более гармоничной и эффективной. В статье использованы материалы по каббалистической астрологии, изложенные в одноименной серии книг Авессалома Подводного и мои воззрения о структуре человека, изложенные мной в статье «Тридевятое царство Целостности». Данная статья перекликается и в какой-то степени дополняет мою статью «Жизнь группы. Часть 2. Оккультный подход».
Еще несколько слов, предваряющих статью. В ней я описываю свою позицию, свой взгляд на проблему самопознания и исцеления, и не претендую на научную обоснованность. Впрочем, если читатель захочет вступить со мной в дискуссию, позволяющую нам глубже разобраться в описанном здесь подходе, буду рад этому. В данной статье за аксиому принято, что реальность – это, «всего лишь», энергия, энергия разного качества и плотности, если читатель отделяет в своем видении энергию от материи, ему сложно будет понять изложенную здесь позицию.
Пару слов о том, почему я, профессиональный психолог, психотехнолог, описываю эзотерический, оккультный подход к изучению человека. Ответ очень прост. Я не нашел ни одного психологического и/или психотерапевтического направления, описывающего человека также полно, структурировано и системно, как он описан в традиционном целительском подходе. Более того, используя традиционный, целительский подход к человеку, применяя целительские техники и практики, удается помочь тем людям, которые безуспешно пытались много лет найти эту помощь в современной «классической» психотерапии и психологии.
Итак, от предварения перейдем к основной части. Все объекты реальности, живые и неживые имеют семь энергетических тел. Живые отличаются большей изменчивостью, скоростью изменений, а также большей возможностью самостоятельно влиять на эти изменения. Кроме этого верхние тела (с первого по четвертое) неживых объектов имеют не индивидную, а эгрегориальную, групповую природу. На время оставим окружающую человека реальность, и поговорим о человеке. Об окружающей реальности вспомним, когда будем говорить о взаимодействии человека с ней.
Семь тел человека можно структурно разделить на три группы. Дух, в терминологии Подводного – тонкий шельт; сознание – по Подводному – социальное тело; тело – по Подводному – плотный шельт. Тело, или плотный шельт позволяет человеку познавать плотную, физическую окружающую реальность и изменять ее Дух обеспечивает принятие человеком окружающей реальности и сопоставление происходящего с целями, ценностями и программами развития человека. Сознание позволяет оценивать и структурировать все происходящее с человеком.
В тонкий шельт входят: атманическое, буддхиальное и каузальное тела; в социальное тело: каузальное, ментальное и астральное; в плотный шельт: астральное эфирное и физическое тела. Въедливый читатель может заметить, что в предыдущем предложении нарушен закон логики о не пересечении объемов классов при классификации, но было бы странно подгонять реальность под логику, а не наоборот. Если говорить о последовательности тел от более тонкого к более плотному (сверху вниз), она такова: атманическое, буддхиальное, каузальное, ментальное, астральное, эфирное и физическое тела. Есть еще один вариант структурирования, одновременно существующий с предыдущим, знание которого также необходимо для понимания процессов взаимодействия человека реальностью. Три верхних тела (атманическое, буддхиальное, каузальное) объединены в тонкий шельт, три нижних (астральное, эфирное, физическое) – в плотный шельт, а между ними тело связующее тонкий и плотный шельт – ментальное. И, если первый вариант структурирования, с выделением социального тела, помогает осмыслить социальную жизнь человека, то второй позволяет осмыслить жизнь человека, как индивида, как внутреннюю, так и внешнюю.
Атманическое тело несет в себе информацию об идеале человека, его ведущих целях, миссии. Буддхиальное – это жизненные принципы человека, его ценности и программы их реализации. Каузальное тело – тело определяющее поток событий и поступков человека, а также их стоимость. Ментальное тело – тело рациональных построений, анализа и структурирования реальности, сопоставления со стереотипами и шаблонами наработанными человеком, тело осознания и речи человека. Астральное тело несет в себе эмоции человека. Эфирное тело – тело жизненной энергии и ощущений человека. Физическое – тело, размещающее и перемещающее человека в пространстве, позволяющее ему взаимодействовать с другими физическими объектами. Подробнее о телах можно почитать у Подводного или в уже упомянутой мной выше статье «Жизнь группы. Часть 2…». Тела связаны между собой восходящими и нисходящими каналами, из которых двенадцать – главные. По шести главным нисходящим каналам передается информация, влияющая на то, что должно происходить в том или ином теле, по шести восходящим каналам передается информация об интенсивности и качестве того, что будет происходить. В качестве аллегории можно привести следующее сравнение: по нисходящим потокам опускается семя, а с помощью восходящих потоков формируется почва для будущего растения.
И еще один важный аспект: «тонкое создает и определяет плотное». Поступки и события создают, запускают мысли; мысли запускают эмоции, а не наоборот, как иногда считается. То, что происходит на нижележащем плане, – это отражение и продолжение, происшедшего на вышележащем. И, естественно, отражение всегда более грубо, нежели само действо. Например, рассказ о событии, менее точен и более груб, нежели само событие.
В результате завершения какого-либо действа внутри одного плана, образуются его плоды, которые поднимаются вверх и становятся почвой для действа вышележащего уровня, и продукты переработки (отходы и то, что не удалось переработать на этом уровне). Эти продукты переработки опускаются вниз и становятся семенами действа нижележащего плана (тела). Точнее всего процесс «делания», свершения «действа» на том или ином уровне можно обозначить словом «медитация», или «сознавание». Вместо «сознавания» хочется сказать «переживание», но слово переживание несет большой оттенок эфирного плана, по сему, лучше обозначить словом «сознавание» или «медитация»
Несколько слов о том, чем «сознавание» отличается от «осознания». Осознание – это сознавание, или медитация, на ментальном уровне. Это формирование рациональных шаблонов, проекций действ, происходящих на других уровнях, в других телах. Отсюда, кстати, происходит ложное понимание, в современной психологии и психотерапии, соотношения бессознательного и сознаваемого. Под сознаваемым понимается только то, что осозналось на ментальном плане, получило рациональную окраску, и не учитывается сознаваемое на остальных шести уровнях, в остальных шести телах. В реальности, сознаваемое может быть как больше, так и меньше несознаваемого.
Если спросить у современного человека о его жизненной цели, о его миссии, мало кто сможет адекватно ответить на этот вопрос. Да, и большинство из ответивших, скорее опишут не цель, а ее ментальную проекцию, рационализированный образ. Атманическое тело современного человека развито плохо. Это происходит отчасти из-за того, что медитации на буддхиальном уровне – уровне ценностей – редко проходят хорошо, человек с трудом сознает свои ценности и жизненные принципы, чаще ориентируясь на общественные и борясь с собой, если его несознаваемые ценности вступают в противоречие с социальными. И, кстати, человек скорее заметит не саму борьбу на верхнем уровне, а ее ментальную проекцию, что еще больше исказит реальность и не позволит ее адекватно сознавать. «Плохие» медитации на буддхиальном уровне приносят некачественные плоды, что не позволят создать хорошую почву для развития жизненной цели, миссии. И она, в своем неразвитом состоянии не замечается человеком. А «свалившиеся» в каузальное тело – тело потока событий и стоимости – «отходы», сеют зерна обесценивания, как своих жизненных (экзистенциальных) ценностей, так и миссии.
Одновременно, некачественный отработанный материал буддхиального тела, попадая в каузальное, в качестве семян, сеет совершенно несуразный поток событий. События, созданные реализацией не сознанных ценностей, искажают качество событийного потока. События, как внешней, так и внутренней жизни человека кажутся несвязными и бессмысленными. Каузальное тело, несущее в себе событийный поток, уже очень плотное и располагается непосредственно над ментальным телом. Человек уже начинает понимать, что с ним происходит что-то не то, появляются первые, пока еще смутные, мысли об имеющихся проблемах.
Неудачные попытки человека осознать, понять события, которые происходят в его жизни, приводят к тому, что на эмоциональный план, в астральное тело, опускаются продукты переработки, сеющие соответствующие эмоции. Энергия, опустившись еще ниже, на уровень ощущений, вызывает неприятные ощущения, формирующие почву для взращивания эмоций, которые выше, на ментальном плане получают ярлык «отрицательные», «негативные».
Таким образом, на ментальном плане, в ментальном теле человека формируется следующее суждение: «я испытываю негативные эмоции, значит, со мной происходит что-то плохое, – у меня проблемы».
То есть, человек «проблемой» называет не саму проблему, а свою реакцию на нее. Это необходимо понимать при проведении целительских мероприятий или терапии.
Какие есть «лекарства»?
Первое. Самое лучшее, самое необходимое лекарство, правда, оно же самое труднодостижимое, – это переосмысление, осознание и принятие собственных жизненных ценностей и осознания своей жизненной цели. Одна из трудностей, подстерегающих на пути достижения результата, с помощью этого лекарства, – это сопоставление своих экзистенциальных ценностей с общественными и понимание, какие из общественных ценностей сопутствуют достижению личной жизненной цели, а какие не только противоречат, но и абсурдны по своей сути. И понимание это должно произойти не в ментальной проекции буддхиального тела (не при рациональном измышлении), а непосредственно в процессе буддхиальной медитации.
Второе. Если первое лекарство – это работа с тонкими планами, в рамках второго тела (буддхиального), то второе лекарство – работа с плотным планом, в рамках эфирного тела. Это работа с ощущениями. Необходимо выработать навык чувствования своего тела, тех ощущений, которые в нем возникают. И снова здесь та же оговорка. Ощущения нужно сознавать в рамках эфирного тела, а не в ментальной проекции, не в рационализации ощущений. Что это значит? Чувствовать можно: давление, покалывание, тепло, холод, но не раздражение, скуку, усталость… И для использования этого «лекарства», нужно хорошо изучить свои ощущения во всем теле. Медитируя на уровне эфирного тела, нужно выработать навык сознавания своих ощущений, понимания, предвестниками или «со_путниками» каких состояний они являются. Ощущения создают почву для возникающих эмоций. И, если выработать положительное отношение к своим ощущениям, то они будут формировать положительные эмоции. А положительные эмоции будут способствовать эффективной ментальной работе.
Хочу подробнее остановиться на словосочетании «положительные эмоции». Как они становятся положительными? Эмоция, способствующая эффективной работе, в том числе и эффективному размышлению, анализу, вызывающая у человека приятные ощущения, называется им положительной. Здесь важно слово «называется». Язык прерогатива ментального плана, а эмоция – нижележащего – астрального. То есть эмоции не положительные и не отрицательные. Человек сам навешивает на ту или иную эмоцию ментальные ярлыки: «положительная», «отрицательная». Человек измышляет, что та или иная эмоция ему не нравится, его не устаивает, и, вместо того, чтобы разобраться, почему его не устраивает такая реакция его организма, он навешивает на эмоцию ярлык «отрицательная», и,.. старается от нее избавиться или начинает страдать. То есть, в любом случае, уходит от решения проблемы, меняя вектор своей активности. С «плохим настроением» похожая картина. Определенные ощущения показывают человеку, что у него проблемы в ментальной медитации, – сложно о чем-то объективно, эффективно, размышлять, или нарушен событийный поток. То есть состояние «все валится из рук», это состояние эфирного плана, плана ощущений, влияющее, по восходящим потокам, на события и поступки человека (каузальное тело). И разбираться надо не с событиями, а с ощущениями. Сначала их изменить, исправив ситуацию, а потом разобраться, почему они возникли. Фразы/образы: «все валится из рук», «плохое настроение», «отрицательные эмоции» – это все ментальные проекции, и, исследовать нужно не их, а ощущения, которые формируют эти состояния.
Третье. Работа на ментальном, рациональном уровне. Это работа с наработанными в процессе жизни, накопленными в опыте стереотипами и шаблонами. Ментальное тело связывает тонкий шельт человека с его плотным шельтом, и является, своего рода, переводчиком с «языка» тонкого мира на язык плотного, но, к сожалению, и наоборот. Хотя по восходящим потокам, перевод очень грубый.
Что значит работа на ментальном уровне? Это, в первую очередь, осознание своих шаблонов, стереотипов и границ, в которых они работоспособны. Это развитие навыка осознания – медитации на ментальном уровне – построения ментальных проекций, адекватных проецируемой реальности. Это, наконец, осознание границ ментальных медитаций, за пределами которых рационализация только мешает. Последнее – самое сложное. Человек современного мира настолько привык все рационализировать, структурировать, стереотипизировать и именовать, что он уже не представляет, что есть другие способы анализа реальности, кроме ментального. Даже когда человек говорит: «Мне это по душе», он, чаще всего имеет в виду не соответствие своим ценностям и целям, а рациональную оценку «нравится»
Исходя из описанных выше трех «лекарств», и исповедуя принцип трех «П», и следует двигаться занимаясь самопознанием и/или можно выделить три пути, по которым нужно развиваться, занимаясь самопознанием и целительством. Причем, двигаться по этим путям нужно одновременно. И двигаясь по ним, нужно следовать принципу «трех П»: Познай – Прими – Пользуйся. Этот принцип я уже описывал в одной из своих статей и, все же, напомню о нем и здесь.
Познай. Прежде чем развивать что-то, нужно это познать. Очень часто более глубокое познание уже имеющегося приносит массу новых знаний, новой информации. Один из простейших примеров можно привести из области компьютерного софта. Разработчики Microsoft провели опрос среди пользователей MS Office, чего им не хватает для удобной работы и что бы они хотели видеть в новой версии. И большинство из опрошенных запросили то, что уже есть в программе, только для того, чтобы это найти, нужно было более серьезно ее изучить. Впрочем и изучение нового начинается с познания этого нового. Познание, как способ восприятия новой информации происходит с помощью тела, в том числе, с помощью органов чувств.
Прими. Действие принятия – это позволение существовать чему-либо таковым, каково оно есть. Например, для того, чтобы научиться рисовать, нужно приять то, что сейчас рисовать не умеешь. Для того, чтобы изменить свое тело, нужно принять то, которое есть сейчас. Если не принимать существующее положение, отрицать его, выдумывать, что на самом деле оно другое, то и изменить его адекватно не получится. Принятие происходит на волевом уровне, на уровне духа, на уровне работы со своими ценностями.
Пользуйся. Для того, чтобы пользоваться чем-то, нужно осознавать возможности этого «инструмента» и его место среди прочих. Кроме того, нужно понимать, каких результатов следует ожидать при использовании данного инструмента. Структурирование, встраивание в имеющуюся картину мира нового, происходит на уровне сознания, на ментальном плане.
Таким образом, получаем три пути.
Первый, развитие своего буддхиального тела, сознавание своих экзистенциальных (жизненных) ценностей и программ их реализации, и сопоставление личных ценностей с социальными. Осознание общественных моральных норм и понимание механизмов их действия, с выработкой собственного, осознанного к ним отношения.
Второй, развитие физического, а с ним и эфирного тела. Повышение чувствительности и контрастности ощущений; снятие телесных блоков и зажимов и повышение гибкости суставов; осознанная регуляция своих движений и гармонизация их. И, главное, снятие страха презентации своего тела.
Третий, повышение навыка структурирования информации, развитие логического мышления, формирование ассоциативного мышления; повышение навыков запоминания и воспроизведения информации, развитие речи.
При движении внутри каждого из путей также затрагиваются три пласта: познающий, принимающий и использующий – тело, дух и сознание. В этом и заключается целостность подхода к развитию, и проявляется волновой характер человека, в каждой части которого содержится информация о всем целостном человеке.
Теперь несколько слов о взаимодействии человека с реальностью.
Как я уже говорил выше, все объекты реальности имеют энергетические тела разной плотности. Группы людей – это также объекты, имеющие тела. Физическое тело группы состоит из тел людей, ее составляющих, а если группа всегда собирается в одном месте, то и из этого места и обстановки в нем. О малых группах я писал в статье «Жизнь группы. Часть 2…» Здесь я хочу затронуть вопрос о взаимодействии человека с большими группами. Хочу напомнить, что любая родившаяся группа (группа, имеющая зарегистрированную дату рождения, чаще всего, дата первой встречи, или другая избранная группой дата, отмечаемая, как дата рождения) должна восприниматься как отдельный субъект, участвующий во взаимодействии и общении.
Семь групповых тел имеют определенное название – эгрегор. Таким образом, человек в процессе своей жизни взаимодействует не только с другими людьми, но и эгрегорами. Среди эгрегоров, с которыми взаимодействует человек, можно выделить такие как: любовной пары, семьи, рода; организации, компании, государства; этноса; эгрегор клуба по интересам, профессиональный; религиозный эгрегор,.. Каково это взаимодействие? Эгрегор «заставляет» человека думать, действовать, относиться к чему-либо так, как принято внутри сообщества, образующего этот эгрегор. Эгрегор может заменить личные цели и ценности человека на свои. Именно таким образом получаются религиозные, политические, спортивные фанаты. При взаимодействии с эгрегорами человек должен четко понимать, какие воздействия и от какого эгрегора ему помогают, а какие мешают.
Несколько эгрегоров могут вступить за первенство в жизни человека. Более важному, значимому эгрегору человек отдает больше энергии, а энергия – это «пища» эгрегора. Например, в борьбу вступят профессиональный и семейный эгрегоры, и человеку нужно будет сознавать, какие ценности (профессиональные или семейные) для него соответствуют современному его пониманию его жизненной цели, а какие нет. Но вместе с тем, если человек четко осознает, какие ценности и для чего он реализует под эгидой, например, эгрегора любовной пары, а какие под эгидой семейного эгрегора, то эти два образования, могу вполне миро существовать, и наличие любовника (любовницы) никоим образом не помешает семье.
Взаимодействие с физическим миром – вещами.
Прежде всего, хочу напомнить, что одна из функций эфирной энергии, эфирного тела – поддерживать жизнь и целостность физического тела. Пока эфирное тело живо, физическое не распадается. При сильном и гармоничном эфирном теле незначительные нарушения физического тела (раны) быстро зарастают. При значительных нарушениях эфирного тела, в физическом формируется хроническое заболевание или незаживающая рана.
Как проявляется взаимодействие человека и другими предметами. Это взаимодействие происходит на уровне эфирных тел. О нем мы слышим в следующих фразах: «инструмент, оружие, удобно лег в руку» – эфирные тела руки и инструмента «договорились» и не противоборствуют друг другу; «одежда сидит, как влитая» – эфирное тело одежды нашло общий язык с эфирным телом человека. «Эта тумбочка стоящая здесь меня раздражает» – эфирное тело тумбочки либо диссонирует с эфирным телом комнаты, либо непосредственно отрицательно влияет на эфирное тело человека. «Не знаю почему, но мне тяжело находиться в этом помещении» – помещение вытесняет человека, давя своим эфирным телом на тело человека. Вообще все искусство Фэн-шуй построено на сопоставлении, взаимном расположении эфирных тел предметов. Но не только искусство Фэн-шуй учитывает эфирные тела. Наверняка знакома фраза: «Сделала все по рецепту подруги, а вкус получился другой. Наверное, она что-то не так сказала». А дело здесь вовсе не в обмане подруги. Каких-то 100 – 200 лет назад об этом знала каждая хозяйка. Дело в отношении к продуктам и к процессу готовки. Руки повара «договариваются» с продуктами, формируя определенную энергию будущего блюда, не говоря уже о различных наговорах на еду. Все это формирование эфирного тела, в том числе определяющего вкус. Именно поэтому, нарезанное руками с помощью ножа имеет совершенно другой вкус, нежели после электрорезки.
И еще один момент про взаимодействие на уровне эфирного тела. Взаимоотношение между людьми. «Когда он входит в помещение, становится, как будто, светлее» или противоположное: «Я не могу находится рядом (в одном помещении) с этим человеком». В этих двух фразах описано восприятие другого человека, отношение к другому человеку, отраженное на уровне эфирного тела. Пришло ли оно сверху, или возникло на уровне эфира – в каждом случае по-разному. Но в любом случае, когда происходит работа в группе, стоит обращать внимание на взаимное расположение участников группы и динамику его изменения.