Витает в голове тема об активизации неприятия современной академической психологией и психотерапией традиционных оккультных воззрений на человека, оно и понятно. Наконец-то психология начала осознавать, что ей мешают оковы научности. Но все-же оставим эту тему для другой статьи, а здесь – “вернемся к нашим баранам”, то бишь к вопросам. затронутым в первой части: жизнидеятельность группы и ее матрицы. Как и анонсировалось, в этой части речь пойдет об энергетической жизни группы.
В статье будут затронуты такие вопросы, как энергетические тела ведущего(ведущих) и группы, и эгрегориальное взаимодействие. Те, кто считает это “полным бредом” или сказками, могут дальше не читать статью. Тем же, кто осознает очевидность энергетической природы всей окружающей реальности, а также тем, кто не боится посмотреть на интересную проблему не с научной, а с мистической позиции, предлагаю совместную медитацию над текстом в рамках данной статьи.
Кроме того, в этой статье я поделюсь своими мыслями о том, в чем я вижу недостаток фройдовской концепции психоанализа и почему считаю необходимым анализировать психическую жизнь, не важно, индивида или группы, с целительской мистической (оккультной) позиции, учитывающей, в том числе и энергетические взаимодействия. Также эта часть статьи, в какой-то степени, позволит вплотную приблизиться к волновому, а не карпускулярному, подходу к анализу группы.
Начну с общего описания главных энергетических структур человека и группы. Это описание будет достаточно кратко, желающим более глубоко познакомиться с темой структур и их взаимодействия, рекомендую обратиться к работам Авессалома Подводного.
Итак, окружающая реальность представляет собой энергию, в некоторых местах более плотную, в некоторых менее. Максимально плотная энергия представлена в виде материального (физического) предмета. Можно сказать, что у любого предмета, обладающего физическим телом, а тело группы – это совокупность тел ее участников, есть девятнадцать основных энергетических структур. Семь тел и двенадцать каналов, их соединяющих. Из этих двенадцати каналов, шесть несут нисходящие потоки, шесть – восходящие. Нисходящие потоки приносят в то или иное энергетичекое тело “семя”, из которого в теле формируются, развиваются плоды, то есть нисходящие потоки обладают отцовской функцией; восходящие потоки формируют “почву” для развития плодов, то есть обладают материнской функцией. Кроме того, как среди нисходящих, так и среди восходящих потоков есть аналитические – разделяющие единый исходящий поток на несколько входящих в другое тело потоков, так и синтетические – объединяющие несколько потоков в один. Аналитическое потоки принято считать мужскими, синтетические – женскими.
На первый взгляд в сказанном выше можно заметить некоторое противоречие: и в отцовской, и в материнской функциях есть, как мужские, так и женские потоки. Да, естественно, для мужчины правильнее, эффективнее управлять отцовскими потоками, нести отцовскую энергию, а для женщины – материнскую, но это не значит, что мужчина не сможет работать из материнской позиции, а женщина из отцовской. Конечно, в таком случае, это будет не полноценная роль, а некий “эрзац”. Важно здесь отметить другое. Если мы говорим о группе, то для ее эффективной работы, как группа так и пара ведущих, должна быть разнородной по половому признаку. Только в таком случае четыре качества энергии, четыре функции: материнская (М), отцовская (О), мужская (М), женская (Ж) будут полноценно работать и энергетическая жизнь группы будет сбалансирована.
Еще пара слов. Очевидно, что у каждого человека есть свой энерготип каналов, который можно описать этими четырьмя буквами: МОМЖ, МомЖ, моМЖ, и т.д. Всего шестнадцать типов. Если группу ведет один ведущий, то, для максимально эффективной работы, его энеготип должен быть МОМЖ. То есть у человека должны быть проработаны все типы каналов. Конечно, идеально, чтобы и каналы и тела, но в современном мире такого человека вряд ли можно найти. Речь идет, всего лишь, о типах каналов. Если группу ведет пара, то желательно, чтобы энерготипы ведущих были комплиментарны. Например: мОМж и МомЖ.
Думаю, в рамках данной статьи больше не углубляться в тему энергоканалов, перейдем к телам. Как я уже отмечал, их семь. Описание пойдет сверху вниз, первое – самое тонкое тело, последнее самое плотное.
Первое тело Атманическое. Оно несет в себе информацию об идеалах человека, о его ведущих идеях, его миссии. Идеалы могут быть светлыми – идеалы созидания, добра и темными – идеалы разрушения, зла. Чаще, все же, можно встретить промежуточные варианты: вмеру светлые, вмеру темные, но не стал бы их называть “серыми”, так как это слово несет дополнительный смысловой оттенок. Существует ложный этический стереотип необходимости стремления к идеалам добра. Это отнюдь не главное в жизни человека (или группы), важно найти и четко определить свой идеал. Это достаточно сложно сделать, так как энергия этого тела очень тонка и информация, поступающая от него, далека от более плотных рационально-логических, и уж тем более эмоциональных, конструкций. Не нахождение или непринятие своего идеала может привести к так называемому “кукольному” идеалу. Кукольный идеал – это рационально выдуманный, выбранный для себя идеал. Он обладает небольшим количеством “фантомной” энергии и ничего не может дать, при обращении к нему. Зато уж забирает себе, от следующих ему, “служащих ему”, энергию в полном объеме.
Второе тело, энергия которого плотнее, чем первого – буддхиальное. Тело определяющее экзистенциальные ценности человека и программы их реализации. Энергия по нисходящему, аналитическому потоку опускается в буддхиальное тело, формируя множество экзистенциальных (жизненных) ценностей и программ их реализации. Ценности человека, не служащие достижению его миссии, не соответсвующие идеалу, выходящие за границы расположенного сверху “зонтика” атманического тела – дисбалансируют жизнь человека, заставляя тратить на реализацию себя энергию, обесценивают ее. Кукольные идеалы формируют бутафорские ценности, также дисбалансирующие жизнь человека.
Третье тело с еще более плотной энергией – каузальное. Тело, определяющее поток событий, происходящих с человеком, и его поступков; а также стоимость событий и поступков. Энергия из буддхиального тела по нисходящему синтетическому потоку опускается в каузальное тело, формируя единый событийный поток. Здесь также можно наблюдать два дисбалансирующих момента. Бутафорские ценности формируют поток событий или не приносящий плодов, или приносящий “гнилые плоды”. Спонтанные события и /или поступки, на которые “повелся” человек, но которые лежат вне рамок удовлетворения экзистенциальных ценностей, также не только приводят к большим и бесполезным затратам энергии, но и делают жизнь человека совершенно неструктурированной. У такого человек вечно масса важных и срочных дел, ни одно из которых, чаще всего не доводится до конца.
Четвертое тело – ментальное. Тело размышлений, тело рационально-логических конструктов. Энерия из каузального тела по нисходящему аналитическому потоку, опускается в ментальное тело и формирует несколько параллельно идущих цепочек размышлений.
На этом теле хочу остановиться чуть подробнее. Мало кто осознает, что поток событий, происходящих с нами формирует наше мышление, направляет наши мысли по определенному руслу. Вообще, в современном технологично-наукообразном мире размышления, а с ними и ментальное тело, возвысилось и заняло место не только ценностей, но и идеалов. И “ученые мужи” любую новую идею вопринимают, как очередной “вброс мяча” в игре “а ты докажи”. А вместе с тем, идею, только опустившуюся на ценностный уровень, а тем более, еще находящуюся на своем верхнем уровне, ни “доказать”, ни осмыслить с помощью рационально-логического мышления – невозможно. Это не значит, что идею нельзя осознать. В этом и заключается разница между медитацией и мышлением. Медитировать можно на любом уровне плотности и с помощью нее, через определенные критерии, присущие каждому уровню, получать плоды сознавания.
Сознаваемые на других планах предметы. явления, процессы, преобразуются на ментальном плане в ментальный конструкт, при необходимости, происходит оперирование ими – мышление, и образуются плоды ментальной медитации, которые поднимаются по восходящему потоку в каузальное тело, образуя почву для будущих событий. Вот эта “почва” и называется осознанием. Любые размышления вне своей миссии, вне своего “дела жизни”; размышления, без учета своих ценностных рамок, размышление вне потока событийности (из серии “а вдруг”), приводит к тому, что не только рушится событийный поток, ибо “почва” для него не готова – действия неосознанны, но и совершенно искажается нижнее тело – несущее эмоции, так как плоды подобных ментальных медитаций, ничего не дают, кроме “семян” фрустрации.
Пятое тело – астральное. По нисходящему синтетическому потоку энергия из ментального тела опускается в астральное. Необходимо отметить, что так как поток синтетический, то нужно помнить, что в каждый, отдельно взятый момент времени, человек испытывает только одну эмоцию и “буря чувств” – это не про эмоции, а про более плотный, следующий план – эфирное тело. Астральное тело – это, в том числе, “дом” так любимых фройдовским направлением психоанализа “страстей” (любовь) и “страхов” (смерть). Астральное тело – основной субъект управления человеком со стороны социума. Оно является самым верхним из тонких тел плотного шельта человека, состоящего из трех тел: астрального, эфирного и физического. Соприкосновение астральных тел человек начинает ощущать, как включение, заражение эмоцией другого человека. Сама эмоция не носит выраженной положительной или отрицательной окраски. Плоды астральной медитации поднимаются вверх по восходящему аналитическому потоку в ментал, где и получают тот или иной оценочный “штамп”.
Шестое тело – эфирное. Отработанный материал, “ненужный остаток” астральных медитаций опускается по нисходящему аналитическому потоку в эфирное тело, где и вызывает “сонм ощущений” или “бурю чувств”. Эфирное тело – это тело здоровья, тело формирующее и оберегающее физическое тело, тело ощущений и восприятия. Эфирное тело еще более плотное, нежели верхние тела, проявляется как совокупность внешних и внутренних ощущений и позволяет оберегать физическое тело в окружающей реальности, тем или иным способом предвосхищая контакты физических тел. Кстати, то, что социальные психологи называют: интимное, личное и социальное пространства – это разный уровень ощущения взаимодействия человека с окружающим пространством.
Седьмое тело – физическое. Это самое плотное энергетическое тело человека. Физическое тело позволяет человеку распологать себя, всю свою совокупность тел, в пространстве. От относительного расположения тел в пространстве сильно зависит взаимодействие между ними. Причем, это касается не только взаимодействия между людьми, но и взаимодействия между человеком и предметами. Что такое “инструмент удобно лег в руку”, “моя гитара”, “мой ноутбук”, “мое кресло”? Физические тела предметов “договорились” друг с другом. Ощущения, правда, пришли на уровне эфирного тела, но взаимодействие происходило на уровне физического.
Жизнь тел происходит в постоянном взаимодействии друг с другом через главные восходящие и нисходящие потоки, идущие от тела к телу и через ряд второстепенных. Например, происшедшее событие (каузальное тело) сеет семена размышлений (ментальное) и создает почву для развития ценностей и реализации жизненных программ (буддхиальное тело).
ГРУППА
Теперь, после такого краткого знакомства с энергетическими телами, поговорим о группе. Прежде всего, стоит отметить, что говорить об энергетических телах группы можно с момента ее рождения, то есть с первой зафиксированной даты встречи. Именно с момента зарегистрированного события – “группа началась (дата, время)”, вне зависимости, был ли на этой встрече кто-нибудь или нет. То, что было во время зачатия и вынашивания (мысль о создании и набор), это еще только предвестники группы, части энергетических тел ее создателя и его помощника.
Итак четко понимаемый факт – группа начинается, когда в каузальных телах всех ее участников происходит событие “начало работы группы”. Что же происходит до этого?
До этого происходят два события “зачатие” (принятие решения о создании группы) и “вынашивание” – набор. Во время зачатия и набора формируется генетическая часть матрицы группы, социальная часть матрицы сформируется в процессе взросления и жизни группы. Есть несколько вариантов развития событий.
Первый. У человека, создающего группу, есть некая программа реализации его какой-то ценности, предполагающая наличие группы – прямая инвольтация из буддхиального тела в каузальное запускает событие – набор группы. Если соответствующая программа реализации ценности санкционированна атманическим телом (лежит в рамках миссии человека), а событие санкционировано буддхиальным телом (не выходит за рамки программы) – группа набирается быстро и без чрезмерных проблем и трудностей.
Второй, несколько длиннее. В соответсвии с какой-то программой реализации ценности, было совершено событие с неудовлетворительными результатами, и, после ментальной медитации по результатам было принято решение о необходимости внесения изменений в программу достижения ценности, после чего появилась программа, для реализации которой необходима группа. Далее – в соответсвии с первым вариантом.
Третий вариант возможен тогда, когда человек, набирающий группу не принял метод, в котором он собирается вести группу (кукольный идеал), и/или реализуется бутафорская ценность, или неадекватно подобрана программа достижения ценности (например, наличие группы не обязательно). Или человек создает группу после принятия (на ментальном плане) решения о подтверждении своей профессиональной идентификации. Во-первых, не очень понятно, какая ценность здесь реализуется и при чем здесь группа; во-вторых, очевидно, когда цель будет достигнута, группа потеряет свою положительную значимость… В таких случаях, набор группы, да и сама группа – это событие не санкционированное ни атманическим, ни буддхиальным телом. В лучшем случае, группа умрет либо в процессе вынашивания (в процессе набора), либо в первое время своей жизни, в худшем – ее жизнь – это жизнь нежеланного ребенка.
В чем здесь опасность? Санкционирование идеей и ценностями (атманическим и буддхиальным телом) отражено в поговорке: “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”. Санкция высших тел, соответствие личной миссии создателя группы и одной из программ достижения, формирует генетическую часть будущей матрицы группы. И если содаваемая группа будет основана на кукольных идеалах и бутафорских ценностях, то и заполнять ее будут участники, для которых, как минимум, эта группа не будет представлять ценности и они быстро потеряют смысл (навеянный ментально) ее посещения. Кроме того, такая группа не сможет дать положительной энергии для гармоничного развития ее участников. И то, что она быстро распадется будет действительно – самым положительным исходом для всех. В противном случае – жизнь со злокачественными изменениями на генном уровне.
Есть еще один вариант, когда группа создается не как средство, а как самоцель. Один из вариантов, для повышения своей самооценки: “Я тоже смог собрать группу”. Но такую цель человек “запрещает себе осознать”, и она вытеснятеся в подсознание. В таком случае будет наблюдаться блокировка ментальной -медитации (размышления) на тему/вопрос: “Зачем” и “Какие ценности обеспечиваются”. Неясные ценности приводят к неясной стоимости (уровню жертвы) и событие либо блокируется, либо профанируется, либо пролонгируется. Создается порочный круг в рамках буддхиального, каузального и ментального тел, со свалом непереваренной энергии (отходов) в астральное тело, а то, и ниже, что сильно скажется на здоровье группы и ведущих и не только психическом.
Итак, в процессе зачатия и набора создатель в своем воображении начинает рисовать группу: ее идеалы(будущее атманическое тело) и ценности и пограммы развития(буддхиальное), предполагаемую активность, событийность и историю событийности, приносимую участниками(каузальное тело); эмоциональный фон – страхи и страсти, привязанности и отвержения – (астральное), уровень здоровья группы (эфирное) и ее расположение и наполнение – количественный и половозрастной состав – (физическое тело). Этот процесс происходит под постоянным патронажем двух верхних тел.
Группа набрана, случилось событие “начало работы группы”, что дальше?
Прежде чем разбираться, что происходит дальше, посмотрим на матрицу группы. Итак матрица состоит из врожденной (генетической части), той части, которая создана и сохранена в головах создателей (ко-терапевтов) и приобртенной (приобретаемой) части, части, наполняемой телами участников. Эти две части синтезируясь формируют матрицу группы. Со своим физическим телом, состоящим из тел участников группы, их взаимного расположения, а если группа собирается всегда в одном помещении, то и из помещения и его обстановки. Со своим эфирным телом, состоящим из эфирных тел всех предметов, входящих в группу, и определяющим ее целостность и здоровье. Со своим астральным телом – эмоциональной составляющей группы. Со своим ментальным телом – разрешенными мыслями темами и шаблонами и стереотипами мышления. Со своим набором событий – каузальным телом. Совокупностью общих ценностей – буддхиальным телом. И идеалом и/или общей миссией. Кроме того в матрице есть двенадцать главных энергетических каналов и второстеменные.
На языке энергетики матрица называется эгрегором. Существует масса различных эгрегоров: профессиональных, социальных, национальных, культурных. Например: семейный эгрегор, эгрегор пары, эгрегор организации, психологический эгрегор, юридический, христианский и т.д. Есть и личные эгрегоры каждого человека. Каждый человек включен во взаимодействие с массой эгрегоров, а раз включен во взаимодействие, значит несет в себе их части. Части обладающие волновой природой, то есть в каждой части есть информация обо всем эгрегоре. Эгрегор жив до тех пор, пока существет хоть один носитель, обладающий плотным шельтом (астральным, эфирным и физическим телами), который в своем тонком шельте (атманическом, буддхиальном и каузальном телах) поддерживает ценности и идеалы, и поток событий, определенных, соответствующих данному эгрегору.
Исходя из этого можно сказать, что, пока есть хоть один человек, придерживающийся (не ментально считающий, что придерживается, а придерживающийся) ценностей и идеалов группы, – матрица группы сохраняется.
Впрочем, что такое общий идеал и миссия искусственно собранной группы, – вопрос достаточно сложный. Если общие/единые экзистенциальные (жизненые) ценности группа выработать сможет, то что это за идеал, к которому стремится группа, какова ее миссия? Откуда берется идеал?
Внедряется ведущими. Тогда для группы он может быть “кукольным”. Жизнь же “под кукольным идеалом” – это жизнь с потерей смысла и постоянным оттоком энергии в неизвестном направлении. И эта энергия не восполняется, так как кукольный идеал только берет, ничего не предлагая взамен. Если такая группа быстро не умирает, то она требует постоянной, все большей и большей, энергетической подпитки от ведущих. Тогда, кто-то из ведущих быстро “сгорает”, а то и оба, и в группе наблюдается постоянная смена ведущих, либо жизнь группы отпускается на самотек, и ведущие стараются закрыться от всех процессов происходящих в группе.
Если идеал и миссию формируют участники, то сложно ответить на вопрос, на основании чего она формируется, и не является ли сформированный участиками идеал – ментальным фантомом – по сути таким же кукольным идеалом, только замкнутым не на ведущих, а на самих участниках. В таком случае, об управляемости группы тоже не стоит вести речь.
Как мне видится, самым гармоничным в таком случае будет первичное, осознанное, внедрение кукольного для участников идеала с последующим формированием экзистенциалных ценностей (буддхиального тела), а следовательно и постепенной перестройкой всех остальных тел, после чего, первоначально кукольный идеал становится реальным.
Как происходит управление матрицей группы? Мне представляется здесь такая картина. Нисходящими потоками, сеющими семена, для вырастания будущих плодов, в каждое тело, управляют ведущие. Восходящими же потоками, готовящими почву для развития плодов, управляет группа. В таком случае, ведущие обретают отцовскую позицию, группа – материнскую.
Если мы говорим о группе самопознания, то стоит отметить, что основная цель самопознания – это осознание и принятие своих экзистенциальных ценностей и идеалов, понимание своей жизненной миссии. Собственно – это работа на уровне атманического и буддхиального тел. Впрочем, было бы наивно предполагать, что кто-то способен справиться с этой задачей, находясь только на верхних двух планах. Но этого и не требуется. Человек собственно и обладает телами различной плотности, для создания возможности отработки своей основной задачи по самопознанию на разных, в том числе и достаточно плотных, планах бытия. Перемещая свою точку сборки (точку внимания, точку зрения) с помощью нисходящих и восходящих потоков, человек медитирует на разных планах бытия, постепенно проработывая все аспекты стоящей перед ним задачи самопознания. Также следует отметить, что все болезни и нарушения, в том числе и психологического характера – это нарушения целостности и/или качественные изменения энергетических каналов и тел человека, а также, каналов межэгрегориального взаимодействия. Собственно, в процессе самоисследования, самопознания, человек, в том числе, заниманется восстановлением целостности энергетических структур и проработкой их качественного уровня. Чем выше уровень личностного развития человека, тем чаще его работа происходит на более высоких планах бытия.
Собственно, тем же самым занимается и группа. Только в ней несколько разделены роли. Ведущие управляют событийным потоком в группе, позволяющим осознать определенные ценности и при необходимости, если группа не готова к осознанию на верхнем плане, опускают точку сборки на другие планы бытия. Группа же работает над формированием своей готовности к восприятию соответствующей энергии. Когда ведущие внедряют свои идеи в подготовленную почву, определенного плана, то на нем созревают хорошие плоды, которые поднимаются выше и становятся основой почвы верхнего плана. Таким образом, группа становится готова к восприятию более тонкой информации. Если информация ложится в неподготовленную почву – происходит конфликт между вносимой информацией и готовностью ее воспринимать. Плоды этого конфликта, поднимаясь, еще больше засоряют верхний план, а некачественно отработанная информация опускается на нижний, где создается новая возможность для ее проработки. Конфликт, происходящий на двух нижних планах приводит к распаду группы.
Ниже приведу пару примеров, как, оценивая состояние эгрегора группы (ее матрицы), можно исследовать жизнь группы.
Первый. Предположим, что группу ведут ко-терпевты с “непроработанным отцом”, то есть тип каналов их тела, например, такой: оММж и оМмЖ. Можно предположить, что в матрицу такой группы закладывается отсутвие контроля, или его рассогласованность с процессом. То есть реакции ведущих будут не своевременны, или отсутствовать, будет пропогандироваться ценность всеобщего равенства – сиречь – анархии. “Семена” вмешательств ведущих будут некачественные и внедрены не вовремя, почва, – готовность группы – будет перегорать. “Непроработанная мать” в энерготипе каналов ведущих, например: ОмМж и ОмМЖ, будет меньше влиять на процессы в группе, так как группа сама обладает материнским качеством и энергоканал группы, даже если все участники будут с “непроработанной матерью”, будет, пусть плохо, но поддерживать функцию подготовки почвы. Хотя ситуация постоянной неготовности группы будет случаться часто. Непроработанная “мужская роль” (оМмЖ) в энергоканале ведущих и/или группы будет мешать анализировать ситуацию. В группе будет проигрываться один и тот же сценарий, “висеть” или постоянно возникать одна и та же тема, один и тот же взгляд, и группе будет сложно посмосмотреть на ситуацию с какой-то другой позиции, раскрыть другую сторону проблемы, а значит, – сложно проработать ее. Непроработанная “женская роль” (ОмМж), наоборот, создаст “сонм вариантов”, а синтезировать их, обобщить, найти между ними связь, группе будет сложно.
Второй. Любая тема, начатая участником или участниками группы, любое их действие – это событие. Событие, как было сказано выше, относится к жизни каузального тела группы. Но только ли в рамках него стоит рассматривать событие? Отнюдь. Например, участник не пришел на встречу группы. Что это? Событие? Да, событие, но имеющее отражения и на других планах. С моей точки зрения не пришедший участник – это факт эфирной жизни группы – нарушения целостности. Хотя, даже не эфирного, а физического плана – изменение расстояния взаимодействия. Нарушение эфирного плана – это плач участника, или участник, сидящий в группе с насморком или головной болью, или перемещение участника на другое место. Опускание энергии события на нижние планы, говорит о том, что оно развивается давно, и было пропущено, как минимум, еще одно событие. Началось все с некачественной буддхиальной (ценностной) медитации и ее отработанные продукты во-первых, отравив идеал, поставили его под сомнение, во-вторых, были спущены в каузальный план для проработки (разыгрывания). Тогда произошло первое, незамеченное событие. Оно было разыграно некачественно, возможно, без должной поддержки, и энергия опустилась еще ниже – в ментал, видимо не помог и рациональный анализ происшедшего, и энергия была опущена в астральный план. Впрочем и астральная медитация не справилась с задачей переработки, возможно, энергия эмоций была невыносима. После чего, энергия свалилась в эфирный план и выразилась в головной боли или плаче. То есть было пропущено, как минимум четыре возможности проработки проблемы. Впрочем, это могло быть как неосознанно, так и вполне осознаваемо. Ведущий намеренно дал опуститься, уплотниться энергии проблемы, дабы она была лучше видна участнику, принесшему ее; или группа сместила свою точку сборки на нижние планы, дабы “достучаться” до невнимательного ведущего.
Кстати, это может происходить и из-за разной энергетической проработанности участников, разного эволюционного уровня развития личности. Кому-то для проработки проблемы будет достаточно каузальной или ментальной медитации, а кому-то необходимо “довести” проблему до уровня эфирной. И снова здесь встает проблема набора группы. Как подобрать участников с более или менее равной энергетической проработанностью?
***
Теперь, думаю стоит перейти к вопросу, в чем же я вижу недостаток фройдовской концепции психоанализа. Ответ прост – в ее ограниченности. Теперь подробнее. Начну, все-же с других направлений психотерапии. Телесноориентированная терапия работает в рамках эфирного и физического тел, иногда поднимая рассматриваемые темы до астрального. Когнитивщики в большей степени заняты менталом. Различные гуманистические направления заявляют, что занимаются ценностями, хотя выше ментала также не поднимаются. Бихевиаристы исследуют тела от каузального до астрального. Психоанализ Фройда работает, в основном с астральным и ментальным телами. Что касается гештальта, не берусь судить, но могу с уверенностью сказать, что также нет работы со всеми семью телами. Групповой психоанализ, в этом отношении можно назвать самой широкой техникой, ибо с моей точки зрения, он в своем анализе исследует тела от каузального (и то, большинство событий каузального мира для группаналитика носят отрицательный характер отыгрывания) до эфирного, но все равно и в нем нем целостного подхода к работе. Кроме того, над психоанализом довлеет его приверженность к исследованию семейного эгрегора и взаимоотношений/взаимосвязей внутри него, что также сужает метод. Такая ограниченность современных европейских психотерапевтических методов и не позволяет сказать, что терапия в его рамках будет достаточно эффективной.
Кстати, такая ограниченность современной психотерапии может являться, пусть косвенной, причиной соответсвующего отношение к ней в России. Древность русского народа, богатство культуры, богатство культуры работы над собой, на подсознательном уровне создает стойкое ощущение/убеждение, что частичная работа, в лучшем случае, бесполезна.
***
Сказав в предыдущем абзце о подсознательном уровне, понял, что ничего не сказал здесь о бессознательном группы. По сему, в завершение, несколько слов о бессознательном. Скорее даже, о неосознаваемом. Неосознаваемая часть есть у каждого из семи тел. В ней содержится та часть информации, которая в данный момент по каким-то причинам не может участвовать в едином процессе взаимодействия тел. Возможно, она отвергаема из-за тяжести освоения этой энергии, возможно, она мешает, в данный момент, основной линии развития, или, просто, из-за непроработанности тела “невидима”. но, чем больше прорабатывается, развивается, просветляется энергетическое тело, тем меньше становится такой информации. В процентах говорить сложно, но приблизительно у человека, осознанно стоящего на пути своего личностного развития это соотношение будет 60:40. Отношение же к бессознательному в современной психотерапевтической трактовке сложилось, как мне кажется, опять же, из-за ограниченности взгляда – учитывается только ментальное осознавание. Хотя, как я уже отмечал выше: сознавание – перевод из неосознаваемого (недиагностируемого) в сознаваемое и осознавание – это разные процессы.
Вообще, энергетичекая жизнь группы – тема достаточно обширная и сложная. Здесь я только затронул некоторые аспекты взаимодействия тел, но также немаловажна жизнь и развитие восходящих и нисходящих каналов и других каналов межэгрегориального взаимодействия. Важность понимания эгрегориального взаимодействия становится очевидна при межгрупповом анализе и анализе семейных пар. Например, у двух совершенно разных эгрегоров: семейного и парного, совершенно разные ценности. И соврешенно не обязательно хорошая пара любовников превратиться в хорошую семью. Следующий момент из той же серии. Если понимать значимость парного и семейного эгрегоров для человека, то наличие любовницы или любовника либо совсем не повлияет на семью, либо повлияет незначительно и, вполне возможно, в положительном смысле. Также к интересным результатам можно прийти, анализируя значимость для человека профессионального эгрегора и семейного, или эгрегора хобби. Осознав на каком уровне, в каком теле возник между ними конфликт, и поняв его причины, можно адекватно и с пользой решить эту ситуацию.
К сожалению подробного анализа групп и межгруппового взаимодействия на эгрегориальном уровне в литературе я не встречал. У упомянутого мной Авессалома Подводного есть достаточно подробное описание энергетических тел и каналов их взаимодействия и совсем чуть-чуть про энергетические тела групп. Так что разработывать это понимание нужно на практике.
За сим, заканчиваю эту часть статьи. По моим ощущениям, медитация в процессе ее написания еще больше приблизила меня к теме анализа группы и ее матрицы (эгрегора) с позиции ее волнового характера. Возможно, случится и третья часть статьи, где я поразмышляю над этим вопросом.