Тридевятое царство Целостности.

Структура Целого человека

Девятилучевая звезда

Человека, как сложную многоуровневую систему можно представить в виде нескольких взаимозависимых пластов (уровней) его проявления.

Первый уровень – уровень физического проявления человека в мире. Этот уровень состоит из трех составляющих. Тело – Дух – Сознание. Что понимается под физическим телом, думаю, уточнять не надо; под “Духом” я понимаю волевую, мотивационную составляющую человека; под “Сознанием” – мыслительные способности человека, способности, позволяющие ему структурировать, обобщать, анализировать, хранить и использовать получаемую им
информацию.

Второй уровень – уровень взаимодействия с физической реальностью. Здесь “формула составляющих компонентов” – Познай – Прими – Пользуйся. Познание с помощью тела (органы чувств); принятие, используя волевую компоненту; использование, благодаря сознанию.

Третий уровень, уровень векторов, пространств, направлений развития. Здесь можно выделить личностностный, социальный и профессиональный вектор развития

Таким образом, три пласта – три треугольника – формируют девятилучевую звезду. Некое “Тридевятое царство Целостности” человека.

Первый уровень

Тело

Физическое тело человека, со всеми его особенностями и возможностями. Конституция, эластичность мышц и суставов, крепость и величина мышц. И, естественно, физическое здоровье человека. Тело является основной составляющей человека, с помощью которой он может взаимодействовать с физическим миром, его ощущать или изменять. Тело – это сосуд, в котором содержаться более «тонкие» составляющие человека. И от состояния этого сосуда, естественно, зависит и состояние содержимого.

Своим телом нужно уметь пользоваться. К сожалению, нас с детства этому не учат. Пошел ребенок – и хорошо, а правильно ли он ходит, и как ходить правильно, – многие ли об этом задумываются. Хорошо еще, некоторые вспоминают, что такое осанка. А ведь состояние позвоночника, не только главной опоры человеческого тела, но и главного энергетического столба, оказывает сильное влияние на состояние здоровья человека. Тоже можно сказать и об эластичности суставов. Если суставы будут неэластичны, а мышцы «забиты» постоянными чрезмерными физическими нагрузками, к 40 годам, может привести к серьезным заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Хочется сказать несколько слов и об отношении к телу. Как только над ним не издеваются, худеют, в соответствии с модой, дырявят в нескольких местах, опять же ссылаясь на моду. Не важно, что нарушен обмен веществ, зато худая, как все; не важно, что проблемы со зрением, зато уши проколоты «где положено». А ведь тело – это серьезный многофункциональный инструмент. Что произойдет, если пользоваться некачественным (поломанным) инструментом, я думаю, очевидно. Многие ли могут сказать, что любят свое тело? А ведь отношение во многом формирует состояние. Если постоянно говорить себе, что больной, некрасивый, толстый, немощный, то не долго таким и стать. К сожалению, обратное не верно, – если постоянно себе говорить, что красивый и здоровый, и ничего не делать, врядли это приведет к каким-либо изменениям.

Нужно принять свое тело таковым, какое оно есть, и использовать его возможности в полном объеме, постоянно поддерживая работоспособность своего тела и развивая его возможности.

Дух

Под «духом» здесь я понимаю совокупность ценностных ориентаций, принципов, нравственный аспект и волевые качества. В этой части, как раз, идет восприятие своего «Я», вычленение его из социального окружения.

На уровне этой составляющей происходит признание своей уникальности и уникальности окружающих, признание возможности существования позиции противоположной собственной. На этом уровне происходит управление эмоциональность сферой жизни человека. Здесь идет осознание троицы мотивирующих компонент: «хочу» – «могу» – «надо». И, если выбор, какая из мотивирующих компонент сейчас более важна, происходит на другом уровне – на уровне сознания, то на уровне духа формируется возможность использования каждой из компонент. Если на этом уровне не осознана значимость компоненты «надо», то получается абсолютно ведомый, безвольный человек; если не осознана значимость «хочу», то получается ригидный, нетворческий человек; если «могу» – то абсолютно несамостоятельный. По-хорошему, можно было бы расписать все возможные комбинации, да не позволяют рамки этой статьи.

Сознание

Третья составляющая первого уровня – сознание – отвечает за структурирование человеком реальности, ее анализ и классификацию составляющих. Это составляющая мышления и речи. Развивая эту составляющую, человек развивает логику своего мышления, формирует правильность своего говорения и слушания.

Если составляющая не развита и человек не умеет или плохо умеет простраивать логику событий, то он не сможет адекватно накапливать получаемую информацию, и будет, практически, не обучаем. Кроме того, низкий уровень развития этой составляющей приводит к низким прогностическим навыкам, и навыкам ассоциативного сравнения настоящей или грядущей ситуации с уже когда-то происшедшей. Тем самым, у человека не будет развито предвидение и он часто «будет наступать на одни и те же грабли».

Как уже говорилось выше, эта составляющая отвечает за речь, навыки говорения и слушания. Низкий уровень развития сознания не позволяет правильно структурировать свои мысли и выражать их, человек сложно находит общий язык с окружающими и часто страдает от непонимания.

Второй уровень

Второй уровень – уровень отражающий взаимодействие человека с физической реальностью – представлен треугольником составляющих: познай – прими – пользуйся.

Невозможно пользоваться тем, что не принял, или что отверг. Невозможно принять или отвергнуть то, что не познал. Единственный путь, позволяющий двигаться вперед и получать от этого удовольствие: Познай – Прими – Пользуйся
Использование происходит с помощью тела, принятие происходит с помощью духа, познание – с помощью сознания.

Первые два треугольника описывают составляющие человека и их активности. Третий треугольник описывает направления развития

Третий уровень

Личностное или индивидуальное развитие – это развитие своего тела и навыков понимания языка тела, увеличение возможностей органов восприятия. Это развитие своей речи и сознания, исследование и осознание своих стереотипов оценки мира, своих личных целей и ценностей, своих жизненных принципов.

Социальное развитие – это развитие человека в том или ином социуме, в той или иной группе, в ближнем и дальнем окружении: семья, друзья, коллеги по работе,.. Это определение и/или изменение своего социального статуса, своего места в группе, выбор социальных приоритетов

Профессиональное развитие – это развитие человека в той или иной профессии, деле. Здесь стоит сказать, если человек что-то делает для себя, то это относится к его личностному развитию. Если человек делает для другого, других, и его основная цель не создание какого-либо продукта, а создание для обмена его на другой продукт/ресурс, то это профессиональное развитие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>