Начинаю, а достичь не могу. Матрица ПЗК.

В этой небольшой заметке – некоторые размышления о том, почему не удается достичь какой-то цели, какого-то результата. Вроде бы загораешься, начинаешь делать, потом вся активность «сходит на нет» и… очередной раз не получается достичь того, что вроде бы «так хотел».
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, уровень мотивации (важность, значимость цели), во-вторых, уровень осознанности цели.

К вопросу мотивации я хочу подойти через анализ – из какого “эго-состояния” (Э. Берн) была поставлена цель. Для начала, предлагаю вспомнить три ролевые позиции, три «эго-состояния», выделенные Эриком Берном.
Дитя, Взрослый, Родитель.
Коротко об эго-состояниях. Состояние «Дитя» – это проявление себя и контакт с миром через эмоции. Состояние «Дитя» несет в себе одновременно эгоцентризм, капризность, неуверенность и открытость, увлеченность, непосредственность. Состояние «Взрослый» – это проявление способности человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Состояние «Родитель» – это следование концепциям, нормам, правилам и преподавание их.
Какие же уровни мотивов проявляются в зависимости от той или иной роли? Дитя – это «хочется, хочу»; Взрослый – это «нужно, могу, смогу»; – Родитель – «должен». В последнем случае «должен» может быть, как осознанное – «выросшее» из «нужно», так и навязанное – возникшее в процессе борьбы своего «хочу» с родительским «должен».
Очевидно, что реальный результат может быть получен только при объективной оценке окружающей действительности и своих ресурсов, то есть из «Взрослого» состояния. Не, когда «я хочу», или «я должен» – это все про фантазии, а когда «мне нужно для того, чтобы» и «я смогу, потому что». И вот, эти последние «для того, чтобы» и «потому что» – описание реальности и оценка – самое важное. Если это отсутствует или говориться не искренне, цель достигнута не будет.
И вот, мы перешли ко второй части заметки. Матрица ПЗК. Эта матрица была введена мной в обращение в середине 90-х прошлого столетия. Она содержит в себе три ведущих вопроса, ответив на которые, человек сможет четко понять, как достичь желаемой цели. По сути, в этих трех вопросах зашифрована формула коучнига.
Что это за вопросы? П – «Почему?» З – «Зачем?» К – «Кто Я». Впрочем, эти вопросы нужно задавать несколько в другой последовательности.

  • Зачем. Для чего мне «это»? С какой целью я «это» хочу достичь? Вопрос зачем – вопрос о цели, вопрос. Отражающий понимание, что я буду делать с полученным результатом. Его нужно задавать, как минимум, на три шага вперед. Зачем мне это? Для «А», «А» мне зачем? Для «Б». «Б» мне зачем? Для «В». Если Вы не можете пройти на три шага вперед – значит это не цель, а что-то из разряда «хочу» – то есть фантазия.
  • Почему. Почему мне важно достичь это цели? Почему мне к конечной цели важно идти, достигая именно эти промежуточные цели. Вопрос «почему» – это вопрос о значимости, ценности.

Ответы на эти два вопроса дают возможность оценить необходимое количество ресурса и готовность его тратить для достижения цели/результата.

  • Третий вопрос «Кто Я» это вопрос о том, кем я выступаю в процессе достижения этой цели. Мне этот результат нужен как кому? Пример. Мне нужно яблоко. Яблоко мне нужно, как художнику, который хочет нарисовать яблоко, как повару, которому нужно яблоко, как составляющее блюда, или, как человеку, который хочет поесть. Так же это вопрос про место цели. Она только моя, или эта цель – часть общей

Матрица ПЗК была введена мной тогда, когда я увидел, что вопросы «почему» и «зачем» путают не только дети, которым это «положено», но и взрослые. Задаешь вопрос – зачем – в ответ «потому что».
Встраивая себя в пространство этих трех вопросов, начинаешь понимать – то, к чему ты стремишься – это реальная цель, достижение которой тебе нужно, или эта фантазия из разряда, «хотелось бы». Готов ли тратить необходимый для достижения цели ресурс, или значимость цели ниже ресурса, который на ее достижение нужно потратить. Кстати, не готовность тратиться на достижение цели – это один из критериев, говорящих о фентезийности цели. Возможно, эта «явная» цель скрывает за собой какую-то скрытую, более важную, к достижению которой еще не готов настолько, что даже не можешь ее обозначить – назвать.

Итак. Размещение своего желания, своей цели в мотивационном «хочу/нужно/должен» и целевом «матрица ПЗК» пространствах позволит проявить причины, тормозящие достижение цели. Это не позволит разобраться с причинами, но проявляет их достаточно хорошо.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>