Жизнь группы. Часть 1. Матрица.

Данная статья содержит некоторые мои размышления на тему рождения и жизни искусственно создаваемой группы, а также ее матрицы. Речь, в основном, будет идти о терапевтической группе, хотя все тоже самое можно применить к любой специально организованной группе.

Хочу обратиться к критически настроенному читателю. В этой статье содержатся мысли, требующие дальнейшей проработки, дальнейшего осмысления, а не непреложные истины. По сему, я, естественно, готов к обсуждению изложенного здесь. К обсуждению, а не осуждению, не несущему никакого конструктива.

В начале своих размышлений, хочу отметить одно заблуждение. Некоторые психотерапевты считают, что можно проводить психотерапию в “альтруистической” манере, не решая за счет клиента (пациента) или группы своих задач/проблем. Это в корне не верно. Чтобы человек ни делал, он это делает, в большей степени, для себя. Другой вопрос, осознает он это или нет. Теперь несколько слов о том, что я понимаю под матрицей группы. Матрица группы – это образ мира, исповедуемый группой, это совокупность ее целей, ценностей, способов реакции на изменения окружающей реальности, стереотипов поведения и общения. Образ мира, в моем понимании, это -целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Искусственно создаваемая группа, в том числе и терапевтическая, начинается с момента появления мысли о ней в голове ее создателя.

Идея о необходимости создания группы, возникает из-за того, что ее создателю нужно исследовать/проработать какой-то вопрос, решить какую-то личную задачу. Согласно закону мироздания, если не можешь решить задачу на своем уровне, нужно уплотниться, снизившись на более жесткий, плотный, более проявленный уровень, тем самым, ограничив, конкретизировав задачу. Такое действие создает больше возможностей для ее решения. Группа, априори, более плотное образование, нежели индивид. Определяется это достаточно просто. Плотное зависит от тонкого (созданное от создателя), не будет тонкого – не будет плотного. Не будет индивидов, не будет группы, не будет группы – индивиды останутся. Кроме того, основа группы – общность – пересечение образов мира ее участников, то есть, небольшая часть одинаковая у всех представителей группы. Таким образом, группа – это более плотное, более конкретное образование, с максимально проявленной, описанной более явным языком, задачей/проблемой, которую требуется решить ее создателю. К сожалению, в большинстве случаев это не осознается создателем группы.

Время, когда у создателя возникает идея создания группы, можно назвать этапом зачатия группы. Соответственно, матрица группы на этом этапе – это часть образа группы в голове ее создателя, четко отражающая его образ мира. Вне зависимости от пола создателя, он занимает мужскую позицию, ибо идея группы – это семя, которое вносится в почву, обеспеченную, пособником, помощником создателя. В случае терапевтической группы эту роль на себя берет ко-терапвт. Соответсвенно, в ко-терпевтической паре очень важно четко распределить и принять позиции ведущего и помощника. Ниже я отмечу особенности ведения группы без ко-терапевта.

Помощник занимает женскую позицию в паре и становится ведущим на этапе вынашивания – этапе набора группы, этапе заполнения ее реальными участниками. На этом этапе, матрица группы – все тот же образ создателя, часть его картины мира, но уже уплотненная, если так можно выразиться, – овеществленная, представленная фигурами участников. Вместе с тем, необходимо помнить, что эти фигуры подобраны под задачу создателя группы. То есть, не только, потенциально, несут в себе решение задачи, но и “оставляют за рамками” феномены, по мнению (часто неосознанному) создателя, мешающие ее решению.

На данном этапе может возникнуть ряд проблем, ряд патологий, ведущих либо к “выкидышу” – к неродившейся группе, либо к рождению “неведомой зверушки” – “сделать хотел грозу, а получил…” Какие это патологии? Во-первых, низкий уровень энергии идеи группы. Это происходит тогда, когда создатель плохо понимает нужна ли ему группа; если нужна, то зачем и какая. То есть, создатель не осознает истинную цель создания группы и свою готовность жертвовать какие-либо ресурсы на ее создание и ведение. Во-вторых, смена ролей, когда ко-терапевт, несущий роль помощника при наборе группы руководствуется не идеей создателя, а заменяет ее собственной идеей. Здесь, как раз, уместно возразить тем, кто заявляет, что идея может возникнуть не у одного, а у пары, у пары равнозначных и равноправных партнеров. Возражение здесь очень простое: пары из двух ведущих, или двух ведомых нежизнеспособны, и существуют только в умах теоретиков гуманистов. В реальности же в любой паре, даже, на первый взгляд, равных, есть ведущий и ведомый. И если ведомый внутренне не согласен со своей позицией, в любой момент может возникнуть смена ролей, возможно даже виртуальная, то есть происшедшая только в уме ведомого, что и приведет к замене идеи.

Матричная структура “неведомой зверушки” патологична и требует отдельных размышлений и исследований, выходящих за рамки настоящей статьи.

Позволю себе небольшое отступление. Русский язык – язык древний, сколько его ни убивали, сколько ни издевались над ним, он жив до сих пор, хотя и многое потерял, но в нем еще остались основы позволяющие как выразить, так и понять сакральный смысл многих понятий и действий. Одна из особенностей русского языка – четкое выражение родовой принадлежности действия. Помня об этой особенности языка, вернемся к этапам жизни группы.

Итак, первый этап – зачатие, ведущая роль – отцовская, второй этап – вынашивание, ведущая роль – материнская. Наконец наступает третий этап – этап начала работы группы. Рождение. Зачал, выносила, родилась, – родила себя. Группа, несущая в себе женскую ипостась, родила себя. Происходит передача ведущей роли к группе. О женской ипостаси группы – чуть ниже. Что здесь происходит с матрицей группы. Группа начала активную жизнь, материлизовавшись из образа. Начинается конфликт между образом матрицы создателя и реальной матрицей – совокупностью картин мира, поведенческих и ролевых стереотипов, особенностей общения и взаимодействия участников группы. Конфликт, как известно, обладает очень эффективной энергией развития. Впрочем, эта энергия не только эффективная, но и жесткая, и, при неправильном обращении с ней может привести к очень неприятным последствиям.

Поддержка горения конфликта на определенном уровне является одной из задач следующего этапа жизни группы. Этапа взросления. Этап взросления – это этап медленного приведения реальной матрицы группы, реальной группы, к образу матрицы, к образу группы создателя. На этом этапе роли ко-терапевтов также разнополы. Ж-роль – соблюдение, поддержание сеттинга, рамок, обеспечение безопасности; М-роль – помощь в движении группы по жизни, интерпретация происходящего, поддержка необходимого вектора развития. Здесь очень важно помнить следующие моменты. Различие между реальной матрицей группы, реальной группой и образом группы, образом матрицы создателя и является тем самым феноменом, позволяющим решить задачу создателя. Вместе с тем, это же различие не позволит найти решение без искажений.

Кроме того, в процессе жизни группы, в процессе решения задачи, меняется и образ мира самого создателя, меняется и значимость задачи, да и сама задача может измениться. По сему движение приведения к соответствию здесь не прямолинейно. Это сложное движение с постоянной сменой позиции конечного пункта. Энергию конфликта необходимо поддерживать на среднем уровне. Нельзя давать разгореться – нельзя отпустить группу в бесконтрольную жизнь – она быстро сгорит. Нельзя душить чрезмерным навязыванием своего видения – быстро потухнет.

Окончание этапа взросления наступит тогда, когда ведущие приведут группу к такому состоянию, где различия между образом матрицы создателя и реальной матрицей будут минимальны, но, все же, это различие будет нести достаточно энергии для решения задачи создателя. С этого момента начинается этап взрослой жизни группы.

На этапе взрослой жизни группы, кроме обеспечения решения задачи создателя, создается возможность участникам группы решать свои задачи/проблемы. Включение участников группы, привнесение новых конфликтов, увеличивает общую энергетику группы, и, одновременно, делает ее еще более плотной, жесткой, что, впрочем, способствует дальнейшей активной жизни группы. На этапе взрослой жизни группы ведущие ко-терапевты продолжают поддерживать Ж и М позиции, но также обретают позицию отца по отношению к участникам. Группа же, как единое образование принимает позицию матери, даже праматери, – базы, основы, энергетической, питательной среды, то, что раньше именовалось Мать Сыра Земля (Макошь). И матрица на данном этапе представляет собой систему взаимодействия трех составляющих: ведущих, участников и группы.

Характер дальнейшей жизни группы зависит от ее запланированной длительности. Ограниченные по времени группы отличются от групп с открытой датой завершения. И здесь, первое, что стоит отметить, это понимание причины, в связи с которой создатель изначально предполагает временной формат группы: “группа с открытой датой завершения”, то есть постоянная. Здесь, как мне видится, может быть два варианта. Первый. Создатель создает группу не для решения задачи, а для ее решания. Группа в таком случае – это некое “кукольное” образование, созданное для самооправдания: “делаю все возможное – проблема не решаема”. Собственно и матрица этой группы будет нести такой же оттенок и привлекать к себе потенциальных участников, которым нужно не решить, а решать. Второй вариант. Группа создается, как инструмент особого типа, с осознанием факта необходимости его адаптации “пол задачу”. Группа также создается под решение конкретной задачи, но в матрицу заложена возможность дальнейшего использования под другие задачи и, как следствие, возможность полного изменения основ матрицы. В таком случае, ведущим нужно быть готовым к коротко живущим в группе участникам и постоянной смене состава.

В группе с открытой датой завершения должен постоянно поддерживаться конфликт между образом матрицы и реальной матрицей, для постоянной энергетической подпитки жизненной энергией. Если конфликт будет решен, то есть реальная матрица совпадет с образом матрицы в голове создателя, то энергия группы сойдет “на нет”; всем участникам будет казаться, что группа им дала все что смогла и ничего нового они здесь не получат, группа перейдет в стадию завершения работы – умирания. Ситуация, при которой в группе с открытой датой завершения все участники одновременно выходят на ощущение завершения своей терапии, говорит о том, что в образе матрицы создателя есть дефект. А именно – самообман создателя – создатель сам от себя скрыл, что создает ограниченную по времени группу, называя ее неограниченной по времени. Также, как мне видится. о наличии дефекта в образе матрицы создателя говорит наличие в группе с открытой датой завершения “вечных жителей” – участников, время пребывания которых перевалило за три года. Еще одним симптомом, говорящим о дефекте является нежелание вводить новых участников в группу, даже, если есть такая возможность.

О наличии дефекта в образе матрицы создателя в группе ограниченной по времени, говорит обратная картина. К моменту завершения группы большинство участников желают продолжать групповую терапию, а у ведущих четкое ощущение незавершенности, обрывании процесса. Здесь одним из симптомов является введение в группу новых участников на этапе близком по времени (три четыре месяца) к ее завершению.

Этап завершения, смерти группы. Очень важный этап. Этап, которого, к сожалению, лишена группа с открытой датой завершения. В ней через этот этап приходится проходить каждому участнику самостоятельно. Это этап, когда задачи решены, конфликт исчерпан, жизненная энергия группы создаваемая конфликтом, иссякла. На этом этапе самой большой ошибкой является попытка воскрешения группы или продление ее агонии, из-за “страха смерти”. Этап завершения – это этап, на котором происходит не только подготовка к жизни без поддержки энергии группы, но и осмысление, структурирование изменений, происшедших со всеми участниками. Для создателя группы этот этап также является временем подведения итогов. Ему необходимо ответить на вопрос: “Решена ли задача, ради которой была создана группа, или предположение о том, что данная группа может быть местом решения этой задачи было ошибочным?” Окончательно группа распадается, когда у создателя исчезнет образ группы, а с ним и представление о ее матрице.

Теперь имеет смысл затронуть вопрос о том, что происходит с матрицей группы при смене ведущих. Ответ здесь достаточно прост. Если при смене ведущих матрица не претерпевает значительных изменений, зачит она патологична. Матрица группы в большей степени зависит от образа матрицы в голове создателя группы, или ведущего терапевта в ко-терапевтический паре, так как она представляет собой функцию в своем пределе приближающуюся к этому образу, о чем было сказано выше. Соответсвенно, при смене ко-терапевтов, ведущих группу, матрица группы, в норме, претерпевает серьезные изменения. Кстати, если матрица претерпела серьезные изменнения при смене одного из терапевтов ко-терапевтической пары, то он был ведущим в этой паре.

Отдельно стоит проговорить ситуацию создания и ведения группы без ко-терапевта. Вынашивание плода человеком дающим семя, уже достаточно патологично, да и жизнь в такой группе напоминает жизнь неполной семьи. Ибо материнский аспект, который обретает группа на этапе взрослой жизни, имеет другой, более архаичный, базовый уровень и не может приравниваться к Ж-роли одного из ко-терапевтов. Вместе с тем, терапевта, в одиночку ведущего группу, можно представить в образе монаха, “женатого” на своей идее, на своей вере. Терапевт “женат” на методе, в рамках которого он ведет группу. И метод виртуально занимает Ж-позицию, – позицию поддержания рамок и сеттинга, опекающую позицию. Впрочем, даже при таком представлении, как и любой виртуальный “кукольный” образ, Ж-образ не может в достаточной мере удовлетворить потребности группы в замещаемой им роли. Кроме того, на постоянное его присутствие в группе будет тратиться масса энергии. По сему, более, если так можно выразиться, экологично вести группу ко-терапевтической парой, нежели одному терапевту.

Есть еще несколько вопросов, которые хотелось бы затронуть при рассмотрении жизни искусственно собранной группы и ее матрицы. Например, вопрос о волновом, а не карпускулярном характере группы. То есть о том, что группу стоит рассматривать не как отдельный объект, точку, вещь-в-себе, а как волну. Рассматривая группу с такой позиции проще объяснить “голографический эффект” группы и ее матрицы, заключающийся в том, что часть группы несет в себе информацию о всей группе. Кроме этого, есть желание разобрать энергетическую жизнь группы и влияние на нее энергетических тел как создателя, так и обоих ко-терапевтов и участников группы. Да и рассмотреть эгрегориальную составляющую жизни группы. Впрочем, эти вопросы достаточно обширны, по сему, предполагаю их вынести во вторую часть данной статьи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>