Супер(интер)визия с помощью группового психоанализа.

Супервизия, как метод профессиональной подержки используется в психотерапевтической практике достаточно давно, поэтому нет необходимости долго писать о том, что такое супервизия, или интервизия. Да, это и не является целью данной статьи. Основная цель этой статьи показать уникальные возможности, которые предоставляет метод группового психоанализа, при применении его в рамках интервизионного процесса, и познакомить читателя с новым проектом – терапевтико-интервизорской группой для психотерапевтов, ведущих индивидуальную психотерапию.

Сначала, несколько слов о групповом психоанализе. Групповой психоанализ (группанализ) – это метод, в котором объединены психотехники работы с группой и психотехники психоанализа. Группанализ – одна из форм групповой терапии, позволяющая сделать доступным для сознательной проработки бессознательные душевные процессы в условиях и рамках специально организованной группы. Теоретические основания группанализа вытекают из развития идей Зигмунда Фрейда, и развиты во время и после Второй мировой войны английскими и американскими психотерапевтами. Особенно известны имена Уилфред Бион (W.R.Bion) и Зигмунд Хайнрихь Фукс (S.G.Foulkes). В центре внимания группанализа находится группа, не человек в группе, а именно группа. Групповой анализ исследует несколько видов отношений: а) отношение участника группы к себе; б) отношение участника группы к ведущему (ведущим); в) взаимоотношения в паре; г) взаимоотношения в группе; д) отношение группы к себе; е) отношение группы к ведущему (ведущим). Анализируя группу, как единое целое, а точнее, анализируя групповое бессознательное, ведущий выводит на сознательный план процессы, управляющие поведением и состоянием группы, создавая возможность каждому участнику осознать свое место и долю своего участия в этих процессах. Внутрипсихическое состояние каждого участника оказывает влияние на контекст взаимодействия в группе. Личное бессознательное существует не в одиночестве, оно отражается в другом, часто в своем отражении показывая человеку то, что он не мог осознать “в своем одиночестве”. Групповой анализ позволяет каждому участнику увидеть сразу несколько “зеркал”, несколько отражений своего “Я”, одновременно помогая найти общее, отражающееся во всех зеркалах, и, часто, характерное для всех участников, и отличное.

В чем же особенность проведения интервизионного процесса методом группанализа? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо вспомнить, чем интервизия отличается от супервизии. Интервизия – это супервизия “равных среди равных”. Если в процессе супервизии происходит взаимодействие более опытного специалиста, наставника, с менее опытным супервизантом, то в процессе интервизии происходит обсуждение интервизируемого случая среди равных специалистов. Процесс интервизии основан на том, что “все люди разные”, и эта “разность” позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по разному, а следовательно, найти разные способы “решения” заданной ситуации.

Применяя в процессе интервизии группаналитический метод, мы создаем несколько возможностей.

Первая. В процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает “зеркало” случая. Интервизорская группа начинает “разыгрывать” предъявляемую для интервизии ситуацию “здесь и сейчас”, что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и “увидеть” “отзеркаливаемые” бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие.

Вторая исходит из аллегории группы, известной группаналитикам. Группа – это оркестр, а каждый участник – это инструмент, не только “играющий свою партию/тему, но и резонирующий с опредеденной темой”. Группа, бессознательное группы, – это совокупность индивидуальных бессознательных ее участников. И каждый участник группы, слушая предъявляемый для интервизии доклад, участвуя в его обсуждении, откликается на свою, близкую для него, часть доклада, тему. Тем самым, возникает возможность увидеть разные стороны предъявляемой ситуации, которые крайне затруднительно, а скорее – невозможно, выделить при индивидуальном анализе ситуации.

Теперь несколько слов о том, чем групповая интервизия, проводимая в рамках группового анализа, может быть полезна психотерапевтам, проводящим индивидуальную психотерапию. Предъявляя случай индивидуальной терапии в интервизорской группе, проводящейся в рамках группаналитического метода, интервизант получает следующие возможности.

Первая, неоспоримая возможность, вытекающая из факта наличия группы, – получение разных взглядов на предъявляемую к анализу ситуацию.

Вторая. Бессознательное группы, отражая бессознательное пациента из предъявленного случая, раскрывает его во всей широте отношений со значимыми фигурами, как реальными, так и виртуальными. Например, один или несколько участников интервизорской группы могут идентифицироваться с пациентом из исследуемого случая и общаться из этой позиции с окружающими. Возникшее в этом “отраженном общении бессознательного” ролевое распределение, позволит выявить значимые для пациента фигуры, которые, возможно даже, не были выявлены в процессе индивидуальной терапевтической беседы. Это позволит интервизанту увидеть новые пути развития терапии данного пациента.

Третья. Бессознательное каждого участника интервизорской группы, идентифицируется с частью бессознательного, предъявленного в случае, пациента, тем самым максимально отражая его различные стороны.

Четвертая. Группаналитический метод позволяет, в процессе интервизии, выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его.

Еще несколько особенностей интервизорской группы, идущей в рамках группового анализа. В рамках группового психоанализа проходят и супервизии. В ситуации, когда группаналитик приходит к более опытному коллеге и в индивидуальном формате докладывает и разбирает с ним случай. Во всех же случаях, когда участвует группа, даже в том случае, если ее ведет более опытный динамический администратор – это интервизии, так как идет работа всей группы. Кроме того, для проведения интервизионной работы в рамках группаналитического метода, не обязательно, чтобы участники группы были с ним знакомы, достаточно того, чтобы динамический администратор, ведущий интервизионный процесс, был групповым психоаналитиком.

И еще одно. Интервизионный процесс, ведущийся в рамках группового психоанализа, как уже отмечалось, включает в работу бессознательное каждого участника. Это повышает эффективность деятельности и, вместе с тем, приближает интервизионный процесс к терапевтическому, и работа интервизирской группы часто “сваливается” в терапевтический процесс. Это, естественно, мешает интервизионному процессу. Вместе с тем, если если эти два процесса вести параллельно, но, естественно, в разное время и разными ведущими, это повысит эффективность не только профессионального, но и личностного самопознания каждого участника. Особенно необходимо такую параллельную работу вести в том случае, если участники интревизорской группы не являются группаналитиками.

В заключении, для заинтересовавшихся, хочется несколько слов сказать о проекте, начавшим свою работу с января 2011 гола в Москве – “Терапевтико-интервизорская группа для психотерапевтов, ведущих индивидуальную психотерапию”, в рамках которого набираются две группы. Набор сразу двух групп позволяет объединить в одном проекте два процесса: терапевтический и интервизионный и, при этом, избежать объединения двух ролей – ведущего интервизионный процесс и ведущего терапевтический процесс – в одном человеке. Кроме того, набор сразу двух групп позволяет участвовать в проекте знающим друг друга специалистам и/или специалистам ведущим совместную деятельность. Условия участия в проекте: наличие психологического и/или психотерапевтического образования, наличие практики в рамках индивидуальной психотерапии или психологического консультирования. Кроме того, для участия в проекте необходимо пройти предварительное собеседование с обоими ведущими проекта. Подробнее узнать о проекте, или заявить о своем желании участвовать в нем, можно связавшись с автором этих строк

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>