Осторожно – коучинг

Несмотря на название, эта статья посвящена не столько процессу коучинга, сколько тем, кто его проводит, а точнее – той опасности, которую некоторые из них представляют. Что заставило написать меня эту статью? Вот уже несколько лет я задаю вопрос сертифицированным коучам – Что такое коучинг? До сих пор я не получил на него чёткого конкретного ответа. Такая ситуация меня несколько насторожила и я решил исследовать проблему глубже.

Сначала я решил почитать, что пишут о коучинге те, кто ведёт программы обучения коучингу. Что же я там увидел? Во-первых, уже знакомую ситуацию с определением – его нет. В ответ на вопрос «что такое коучинг» идёт длинное пространное рассуждение чем он занимается и на кого он не похож. Впрочем, даже познакомившись с этим текстом можно найти массу несуразностей. В перечислении о том, чем занимается коучинг написано все то, чем занимается психотерапевт, работая в процессуальной парадигме. И сразу же за этим фраза: «коучинг – это не психотерапия». А уж что там написано про психотерапию… С точки зрения большинства коучей, а особенно тех, кто его преподаёт, психотерапия работает только с больными, которых лечит; психотерапия работает только с прошлым, выискивая в нем проблемы человека…

Занимаясь уже более двадцати лет психологическим консультированием и психотерапией, и семь лет занимаясь групповым психоанализом, имея соответствующее образование, я понимаю всю несуразность этих заявлений. Читатель сам может с ними познакомиться, зайдя на сайт МАК-а (Международной Академии Коучинга) или МЭУК (Международного Эриксоновского Университета коучинга). К сожалению? не могу дать ссылку на видеоролик с выступлением Мэрилин Аткинсон, так как видео было удалено пользователем, но могу дать ссылку на обсуждение/разбор этого видефрагмента в Facebook-е. Читатель может познакомиться с ним ЗДЕСЬ

Чем же занимается коучинг. Как об этом говорят сами коучи? Если коротко, коучи заявляют, что они готовят «Олимпийских чемпионов». То есть они помогают найти максимально эффективный путь достижения цели и, иногда, сопровождают на этом пути. Их основной лозунг: «Преграды и препятствия выдуманы, идите и вы дойдёте». Вроде бы, все замечательно. Но… Одна уже аллегория с Олимпийскими чемпионами настораживает. Главное первое место, главное рекорд, а что потом будет с человеком: попадёт ли в больницу от истощения, станет ли инвалидом – не важно. Цель, которую хотел достичь человек – достигнута…

Коучи заявляют, что они исходят из позиции: «Человек «ОК», ситуация «ОК», нужно лишь найти правильный путь к цели». Они не задумываются, что человек может не осознанно не хотеть этой цели, так как чувствует свою не готовность к ней. У человека может быть то, что ему мешает достижению этой цели и то, от чего на данный момент развития человек отказываться не должен. Потому что, это не только мешает, но и, в чем-то, помогает ему. Они об этом не задумываются, потому что не знают что такое бессознательное, и не работают с ним. Работая с эмоционально-волевой сферой человека, с его поведением, с его шаблонами реакций на те или иные события, происходящие в жизни человека, они (коучи) заявляют, что их работа ничего общего с психологией и психотерапией не имеет и, поэтому, им не надо иметь психологических и психотерапевтических знаний. Да, не все коучи так говорят. Некоторые из них не только понимают необходимость таких знаний, но и имеют психологическое и/или психотерапевтическое образование. Они честно признаются, что занимаются коучингом только потому, что он «лучше продаётся». Работая с человеком, они прекрасно осознают, что человек не может достичь каких-либо целей потому, что ему мешают определённые внутрипсихические механизмы, не осознанные человеком и для чего-то ему нужные. Помогая «вытащить» эти механизмы в сознание, проанализировать их значимость, полезность или вредность, они помогают человеку лучше осознать свои цели и увидеть эффективные пути их достижения. По сути, в работе таких специалистов, коучинг превращается в то, чем, на самом деле, и является – поверхностную психотерапию, ведущуюся в поведенческой парадигме.

Как же работает коучи, не имеющие психологического и/или психотерапевтического образования я имел возможность лицезреть, посетив несколько демонстрационных сессий. По сути их работа ничем не отличалась от работы психотерапевта, работающего в поведенческой парадигме, только имела много «ляпов» и недоработок. Причём, некоторые из них очень серьёзные. Клиент постоянно находился в состоянии фрустрации, совершенно не контролируемой работающим коучем. Более того, оставался таким и по завершению сессии. Фрустрация [от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. Она возникала из-за диссонанса между тем, что «кричало» бессознательное клиента (что было видно по многим признакам, знакомым каждому психотерапевту) и тем, куда вёл в беседе клиента коуч. Коуч «заставлял» клиента говорить то, с чем внутренне клиент согласен не был, и не мог в этом признаться.
В последние два – три года, ко мне приходило много «совершенно разобранных» людей после коучинга. Ситуации однотипные. В процессе коучинга «вылезала наверх» из бессознательного та или иная проблема человека, с которой не велось никакой работы. Естественно, пока эта проблема «жила» глубоко в бессознательном, и была закрыта различными «защитами», она практически не беспокоила человека. Оказавшись «наверху» и будучи так же не осознана, она становилась серьёзным фрустрирующим фактором, влияющим на жизнь человека. С ней требовалась работа, которую может провести только человек, понимающий механизмы работы бессознательного. Большинство коучей не имеют такого понимания.

Видя такую ситуацию, я решил поговорить с коучами о том, что такое коучинг, почему они хотят себя отделить от психотерапии, хотя именно ей и занимаются. Бизнес-коучинг – это психотерапия плюс организационное консультирование, лайф-коучинг – типичная психотерапия. Поговорить о том, как они измеряют эффективность, результативность и безопасность коучинга. Разговор я этот затеял в уже упоминаемой мной социальной сети Facebook. Результат разговора. Ради своей психологической безопасности, я был вынужден выйти из одного Фейсбук-сообщества, в других – просто прекратить все свои разговоры на тему «коучинг». Ответов я так и не получил. Я задавал чёткие конкретные вопросы, в ответ получал пространные рассуждения и… обвинения в том, что я их оскорбляю и «считаю здесь себя самым умным». Складывалась достаточно странная ситуация. Человек, разбирающийся в том, что такое психотерапия, говорит людям, не имеющим психологического и/или психотерапевтического образования, что они ей занимаются. Они же отказываются это признать, заявляя, что не занимаются психотерапией. Спрашивается, на основании каких критериев они делают такой вывод, если, не имея соответствующего образования, они не могут на должном уровне разбираться в этой теме? Кстати, одним из ответов на этот вопрос и было обвинение меня, что я «считаю себя самым умным, и ставлю себя выше их»…
Ответов на вопросы как измеряется результативность и безопасность коучинга я так и не получил. Ответы на вопрос про эффективность коучинга разнились. Кто говорил, что эффективность коучинга измеряется с помощью соответствующего опросника, на который отвечает клиент, кто говорил, что единственным критерием эффективности является удовлетворённость клиента. На мой вопрос, как удовлетворённость – очень субъективный параметр может являться критерием, а тем более критерием эффективности, я так же ничего кроме пространных размышлений «не в тему» и «перехода на личность автора вопроса», не получил. Согласен, что удовлетворённость может являться очень косвенным критерием результативности. Но как она может быть критерием эффективности процесса, я понять не могу. Мне, вообще, сложно понять, как эффективность может оценивать кто-то кроме специалиста, разбирающегося в механизмах работы процесса… Как эффективность может оценивать клиент…

В общем, после разговора с коучами вывод один. С ними лучше не разговаривать. Могу предположить, почему так происходит. Коучи не могут признать, что их деятельность относится к психотерапии, потому что, для того, чтобы стать психотерапевтом, нужно пройти через долгую личную терапию, учиться лет пять методу, работать под супервизией… А коучем можно стать за 16 дней (Программа МАК). На западе к психотерапевтам, и к их работе, предъявляются серьёзные требования, а в России – отношение к психотерапии далеко не однозначное. По сему проще самим для себя написать ряд требований и самим же их контролировать (главное никому не показывать, а то вопросами замучают), уйти от «грозного» и ответственного слова психотерапия и «рубить бабло» не задумываясь о последствиях…

В конце хочу несколько слов сказать о том, когда коучинг полезен. Коучинг очень полезен в тех случаях, когда человек ещё не готов исследовать свой внутренний мир, те внутрипсихические механизмы, которые им управляют; когда человек ещё не готов задуматься над вопросом «почему», и хочет получить ответ на вопрос «как».
Коучинг нужен и полезен. Но, – остерегайтесь подделок. Если у коуча нет психологического и/или психотерапевтического образования, – не ходите к нему. Большой риск. Большая вероятность того, что он нанесёт Вам вред, сам того не осознавая и не признавая.

P.S. Имея опыт общения по теме “коучинг”, предвижу, какие посыпятся эпитеты в комментариях на эту статью… Читатель, прими их такими, какие они есть ;-)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>