Что такое психическая проблема

В этой заметке ответим на два «любимых» русских вопроса, «кто виноват» и «что делать», относительно так называемых психологических проблем.

Проблема – это сложный вопрос, или осознание невозможности решить трудности и противоречия имеющейся ситуации.

  • Финансовая проблема – про деньги
  • Юридическая проблема – про интерпретацию законов.
  • Жилищная проблема – про место проживания человека.
  • Профессиональная проблема – связана с профессиональными вопросами.
  • Про что психологическая (или психическая) проблема?

Начну с того, что выражение «психологическая проблема» встречается чаще, чем выражение «психическая проблема» и так же часто используется в неверном смысле. Психологическая проблема – это проблема науки, изучающей психику – психологии. Проблема научного познания, а не человека. Психическая проблема связана с внутренним миров человека или с особенностями восприятия человеком окружающего мира.

Человек в течение всей своей жизни переживает какие-то чувства; как-то оценивает то, что видит вокруг и то, что с ним происходит; размышляет и общается, испытывает эмоции и телесные ощущения.

Сложные вопросы и ситуации, непонятные для человека, кажущиеся неразрешимыми, ставящие человека в тупик, отражаются в его чувствах, мыслях, оценках, словах, эмоциях и ощущениях. Труднопереносимые или навязчивые состояния, чувства, неудовлетворенные ценности и потребности, стереотипные оценки и суждения, навязчивые, угнетающие эмоции и ощущения, которые возникают в процессе взаимодействия с миром и в процессе его осмысления, и составляют основу психических проблем.

Что такое психическая проблема разобрались. Теперь, откуда она берется, или «кто виноват».

В психологии существует масса теорий, которые «размещают» причины психических проблем во внешнем мире, в окружающей человека реальности. Они все исходят из формулы: «произошло «это», значит у человека возникает «эта» психическая проблема».

На мой взгляд такой подход неверен. То, что происходит во внешнем мире, не может быть причиной внутренних (психических) проблем.

Например, 15оС это тепло или холодно? Это никак, это реальность. Хорошо, плохо, тепло, холодно, правильно, не правильно, больно, приятно – это все не про внешнюю реальность. Это все связано с внутренним миром человека, с его чувствами, мыслями (оценками), эмоциями и ощущениями. 15щС – это не причина, это повод, «включающий» механизм «живущий» во внутреннем мире человека. Причина того, почему человеку тепло или холодно кроется в ответе на вопрос: «Почему человек решил так оценить реальность, так отреагировать на нее?».

Все психические проблемы возникают из-за специфики отношения человека к миру. Отношение к миру формируется в процессе накопления человеком жизненного опыта и в процессе воспитания.

Укусила человека собака, теперь он всех собак может воспринимать, как опасный объект, бояться их. Он будет через свое поведение, не осознавая это, демонстрировать свой страх, что будет запускать ответные действия собак. Они видят, что человек боится, значит можно/нужно напасть. Так у человека формируется устойчивый стереотип – «собаки опасны, они кусаются». Этот стереотип он может в процессе воспитания передать детям. Убедили человека, что «это ужасно». И, если с человеком «это» произошло, он будет воспринимать, что с ним произошло нечто ужасное.

Яркий пример этому – ятрогенные заболевания – (греч. iatros врач (-gennao создавать, производить; син. ятрогении) – психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников – неправильных, неосторожных высказываний или действий. Проще – заболевания, вызванные словом, основанные на эффекте внушения.

Итак, ответ на вопрос: «Кто виноват?». Все психические проблемы скрыты в стереотипах восприятия и оценках человеком окружающего мира и своего состояния.

Теперь несколько слов о том, что делать.

Если проблема кроется в восприятии и оценке окружающего мира, то и для ее решения нужно работать с восприятием и оценкой. Даже, если в основе психической проблемы – отношения между людьми, исследуя и изменяя восприятие и оценку отношений, можно изменить сами отношения.

Нужно исследовать свои жизненные принципы, ценности, стереотипы восприятия и реакцй на окружающий мир.

Как это сделать. Во внутренний мир существует четыре входа, четыре пути: через чувства, мысли (оценки), эмоции и ощущения. Конечно, самый эффективный – целостный подход – параллельная работа со всеми четырьмя путями (пространствами), «4D анализ».

Можно ли это сделать самостоятельно. Можно, если вы в состоянии определить свои стереотипные реакции и оценки, понять, что они именно стереотипные и включаются автоматически, а не адекватно отвечающие на происходящее во внешнем мире. А так же, если вы в состоянии отказаться от всех своих наработанных в процессе жизни защит и посмотреть на реальность «с другой стороны».

Опасно ли этим заниматься самостоятельно. Безусловно, да. Опасность очевидна, отказываясь от защит можно пропустить момент, когда эта защита жизненно необходима. Именно поэтому нужен сопровождающий процесс человек, способный «поставить» эту защиту. В детстве – это родители.

Эффективно ли этим заниматься самостоятельно. Нет. Сложно определить, отказались ли вы от стереотипной реакции, или нет, так как все они находятся на не осознаваемом уровне психики.

Итак, самостоятельная работа над решением своих психических проблем не безопасна и не эффективна. Впрочем, это не говорит, что нельзя над ними работать самостоятельно. Нужно, просто, учитывать, что это небезопасно и неэффективно.

Как для решения своих психических проблем использовать психолога можно почитать в моей статье «Помощь психолога, что это?»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>